http://novosti.az/exclusive/20101126/43587556.html – первоистоник более не доступен.
БАКУ, 26 ноя, – Новости-Азербайджан, Кямал Али.
Спортивный стаж президента федерации радиоспорта Азербайджана Натика Касимова исчисляется с 1962 года. Он руководит федерацией с советских времен, когда у наших радиоспортсменов, как сейчас становится ясно, не было никаких проблем. Сейчас времена другие, государство им ничем не помогает. Тем не менее, Федерация продолжает работать, а спортсмены выходят в радиоэфир даже с территории Нагорного Карабаха.
В интервью Новости-Азербайджан Натик Касимов ответил на вопросы о деятельности Федерации и экспедициях в Карабахе:
– В каком состоянии находится сейчас азербайджанская Федерация радиоспорта?
– К сожалению, люди мало информированы о радиоспорте, хотя в советское время он был достаточно популярным. В чем его суть? Радиоспортсмен с помощью индивидуального радиопередатчика на определенных частотах разговаривает с такими же, как он, спортсменами из любой части света. Это очень простая характеристика радиоспорта, во всем мире считающегося элитным, или королевским видом спортивной деятельности, наряду с парусным спортом (яхты), конным, фехтованием и большим теннисом. К тому же эти виды спорта чрезвычайно дороги. Среди моих знакомых, занимавшихся радиоспортом, король Иордании Хусейн, премьер-министр Индии Раджив Ганди, бывший президент Аргентины Карлос Менем, король Марокко Хасан, советские и американские космонавты.
В советские годы в Азербайджане радиоспортом занималось несколько сотен человек. Они были прекрасные люди. Спорт был массовым, мы владели прекрасными помещениями только в одном Баку. Мы получали финансовую помощь государства, нам передавали списанную армейскую аппаратуру, переделывали ее под свои диапазоны и применяли.
Но страна развалилась, финансовая поддержка прекратилась, а многие наши радиоспортсмены переехали в другие страны. Оставшиеся в Азербайджане вынуждены заниматься самообеспечением, искать средства для проживания. У нас отняли помещения и передали их под магазины и фирмы, но только не для спортивных нужд. Раньше была спортивная организация ДОСААФ, теперь вместо нее другая военно-спортивно-техническая государственная организация, от которой нам нет помощи. Я даже подозреваю, что там не ведают о нашем существовании. Примерно год тому назад я обращался в эту организацию за помощью и содействием, звонил туда, но ответа не последовало. К сожалению, положение такое. Сейчас в нашей федерации около 75 членов-радиолюбителей, имеющих право выходить в радиоэфир со своими позывными, зарегистрированными государством.
– Чем же занимается Федерация радиоспорта?
– Раньше в Азербайджане были клубы спортивных радиолюбителей, которые проводили спортивные мероприятия соревнования, выставки. Сейчас наша деятельность больше свелась к индивидуальной. Клубов очень мало. Остался серьезный клуб в Ахмедлы, есть еще два-три слабых клуба.
Когда у нас произошел развал нашего спортивного сообщества, длительное время мы были полностью парализованы, оставшись без поддержки. Выходили в эфир только единоличники, имеющие дома свою радиостанцию. Спортсмены были разрознены. Мы поняли, что так больше жить нельзя и решили надеяться только на собственные денежные средства. Посовещались с ребятами, подумали. как сберечь ветеранов, а может и привлечь в федерацию новых ребят. Сейчас у молодежи другие соблазны, они не интересуются радиоспортом. Очень было важно сберечь федерацию, потому что всегда азербайджанские радиоспортсмены считались очень сильными в мировом масштабе. В международных соревнованиях мы занимали призовые места, с нами считались.
Что нам оставалось делать? Для проведения соревнований, с призами и судейством, наших личных денег не хватало. Мы решили заняться такой разновидностью радиоспорта, называемой радиоэкспедицией. Что это? На карте мира, на разных континентах, в разных странах имеются территории, в эфире до сих пор не представленные. Только на территории СССР таких областей было около 50. Радиоспортсмены охотятся за этими территориями, спеша первыми там оказаться и выйти оттуда в радиоэфир. Они активаторы территорий, заранее сообщают через Интернет радиоспортсменам о намерении появиться на этой территории и уже оттуда, развернув там аппаратуру, выходят в эфир. К ним обращается огромное количество спортсменов в других странах, стремящихся наладить контакт с радиостанцией на новой территории. В советские годы я увлекся этим делом и несколько раз связывался с миром с территории Нахчывана. Потом, в спокойные годы ездил в Карабах, выходил в эфир из Шуши, из тогдашнего Степанакерта. Затем мы с товарищем были в Средиземном море, на необитаемых островах, зарабатывая бешеный спортивный авторитет.
– Расскажите об экспедициях в Нагорном Карабахе.
– В годы оккупации азербайджанской земли армянами мы решили выходить в эфир с территории Нагорного Карабаха, с той ее части, которая контролируется Азербайджаном. Дело в том, что группа армянских спортсменов, многие из которых переехали в Карабах из Баку, выходят в эфир с территории НК, тем самым показывая, что она принадлежит Армении, поскольку они выходят в эфир с кодом, выданным этим государством. Тем самым они вводят спортивный мир в заблуждение, обманывают, сообщая о принадлежности НК Армении. Было очень важно выйти в эфир с территории Карабаха, с азербайджанским позывным.
На оккупированную территорию мы проехать не могли, но договорились развернуть наши антенны на небольшой карабахской земле, между Тер-Тером и Нафталаном. Это несколько деревень, одна из них Маргушеван. В июне 2009 года мы из Маргушевана получили около двух тысяч радиоконтактов со спортсменами, из любой части мира. Так как эта работа сопряжена с опасностью, до последнего момента члены нашей команды не знали, куда поедут. Заранее мы проверили несколько других точек, и в последний момент остановили выбор на Маргушеване.
21-25 октября этого года мы, с помощью Русской общины Азербайджана, Министерства молодежи и спорта АР и власти Геранбойского района, провели радиоэкспедицию из Геранбойского района, села Русские Борисы. Это карабахская территория в непосредственной близости от линии фронта.
Прибыв на место, мы были тепло встречены ответственными сотрудниками Аппарата Исполнительной Власти Геранбойского района 1-м заместителем Главы, Бахышем Абдуллаевым и руководителем отдела по культуре Гюндузом Гаджиевым.
Мы развернули нашу технику в непосредственной близости от села, в живописном месте на берегу горной речки. Сразу же к нам стали обращаться в эфире радиооператоры из других стран. Многие спрашивали о цели экспедиции, нередко задавали множество вопросов по карабахской теме. К сожалению, Международный Регламент связи не позволяет любителям дискутировать на политические темы и потому на многие вопросы мы не могли отвечать в открытом эфире. Однако, уже одно звучание наших позывных в Карабахе, по которым легко определялась страна, само собою говорило о том, кто является подлинным хозяином этой земли. Нас звало множество станций Германия, Дания, Украина, Беларусь, Камерун, Франция, США, Монако, Индонезия, Япония, Россия, Казахстан, Чехия, Хорватия, Сербия, Словакия, Словения, Голландия, Италия, Португалия, Венесуэла, Турция, Кувейт, Испания, Венгрия, Гренландия, Перу, Бразилия, Чили, Саудовская Аравия, Иран, Греция, Мальта, Австрия, Уганда, Уругвай, Коста-Рика, Узбекистан, Молдова, Канада, Австралия, Гана, Гвинея, Финляндия, Швеция, Норвегия, Бельгия, Китай, Монголия, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Судан, Сомали, Сенегал, Люксембург…
Это не последняя наша экспедиция. Мы продолжим нашу спортивную деятельность, я верю, что Федерация радиоспорта Азербайджана станет такой же авторитетной в мире, какой была. Несомненно, что наши успехи были бы намного весомее при государственной поддержке. Надеемся, что наш призыв будет услышан.